Сегодня исполняется 80 лет со дня кончины великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). *** Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: — Почему маэстро так скромно одевается? — Меня все равно здесь никто не знает, — ответил Рахманинов. Со временем композитор разбогател, но ничуть не изменил своих привычек. И когда тот же критик вновь задал ему вопрос: почему, несмотря на успех, маэстро не изменил своих пристрастий в одежде, Рахманинов пожал плечами: — Зачем, ведь меня и так все знают. *** «Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка». С. В. Рахманинов ЛИТУРГИЯ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА Композиция «Литургии Иоанна Златоуста» напоминает громадный сверкающий алтарь: грандиозное целое складывается из законченных, подобных филигранно выделанным клеймам, фрагментов. Контрасты возникают между частями: образы глубокого сосредоточения мыс­ли и чувств соседствуют с торжественным величанием и богатырским шествием, умиротворенность счастливого материнства и образ сияющего, тихо льющегося света — со страстной мольбой о спасении и величественным перезвоном. Рахманинов услышал и распел свою «Литур­гию» как звучащую историю народа, как волнующую, одухотворенную искренним человеческим чувством, возвышенную философскую эпопею. «Литургия» впервые прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского хорового дирижера Н.М. Дани­лина. Весной следующего года она исполнялась в Пе­тербурге, где хором Мариинского театра дирижировал сам автор. Сохранилось свидетельство очевидца: «Вы­сокая, стройная, со строгими чертами лица фигура Рах­манинова на дирижерском возвышении была выразительна, импозантна и красива, отвечая стилю концерта и сосредоточенному настроению зала. Торжественная ти­шина, глубокое внимание, одухотворенное выражение на лицах слушателей свидетельствовали, что музыка Рах­манинова нашла путь к их сердцам...» http://predanie.ru