1 АПРЕЛЯ РОДИЛСЯ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ.
Мало кто знает его как автора «Размышления о Божественной Литургии». Это произведение Гоголя — чуть ли не первое толкование Евхаристии на русском языке. Русская литература XIX в. взяла на себя уникальную миссию по воцерковлению современной культуры. «Размышления о Божественной Литургии» — образчик этой миссии: одновременно и прекрасный текст и глубокое умозрение главного таинства христианства.
Мочульский считал «Размышления о Божественной Литургии» духовным завещанием Гоголя, итогом его трудного духовного пути. В своей книге «Духовный путь Гоголя» он пишет:
«К последним месяцам жизни относится окончание «Размышлений о Божественной Литургии», задуманных в 1845 году. Много лет изучал Гоголь богословскую литературу и чин Литургий Восточной Церкви. По словам доктора Тарасенкова, незадолго до смерти «он окончательно отделал и тщательно переписал свое заветное сочинение, которое было обрабатываемо им в продолжение почти 20 лет (?); наконец, после многих переделок, переписок, он остался им доволен, собирался печатать, придумал для него формат книги: маленький, в осьмушку, который очень любил, хотел сделать это сочинение народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени, единственно ради поучения и пользы всех сословий. Это сочинение названо «Литургия». Работа Гоголя и до наших дней является одним из самых проникновенных и духовных толкований Литургии. Автор «Мертвых душ» шел к Богу не путем любви, а путем страха. Он видел в Нем грозного карателя и боялся вечного наказания. Но после религиозного кризиса, на конце жизненного пути он пришел ко Христу — Искупителю. Во вступлении к «Размышлениям о Божественной Литургии» Гоголь пишет: «Вопли услышались: явился в мир, Им же мир бысть: среди нас явился в образе человека… не в гордом блеске и величии, не как каратель преступлений, и не как судия, приходящий истребить одних и наградить других. Нет, послышалось кроткое лобзание брата…» В этих словах — «Ныне отпущаеши» Гоголя. Чувство Христовой милости и всепрощения наполняет его духовной радостью. Второй своей сестре, Ольге, Гоголь пишет за два месяца до смерти: «Нам следует ежеминутно благодарить Бога, благодарить Его радостно, весело. Не быть радостным, не ликовать духом — даже грех... Вся наша жизнь должна быть неумолкаемой, радостной песнью благодарения Богу». Нельзя без волнения читать слова, писанные Гоголем Жуковскому за три недели до кончины: «Помолись обо мне, чтобы работа моя была истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-нибудь был удостоен пропеть гимн Красоте Небесной». В этот день, 2 февраля 1852 года, Гоголь достиг вершины своего духовного пути. В его торжественных словах — увенчание дела всей жизни: “пропеть гимн Красоте Небесной…”»
Материал с сайта http://predanie.ru